Ассоциация производителей жимолости

Про Боба Борса

Одно время, пару-тройку лет назад, мне звонили друзья и взволнованным голосом рассказывали, что прочитали в интернете, как я “продал” всю российскую жимолость в Канаду. Или слушал рассказы “знатоков” о том, что Боб Борс всю свою селекцию, на самом деле вывез из Европы. Не знаю, зачем люди выдумывают все эти небылицы, но одна из причин – это, конечно, дефицит информации. Оказалось, что с годами все меньше остается людей, которые принимали непосредственное участие в формировании рынка жимолости. Ну и потом, не зря ведь говорят – “врет как очевидец” – правда у каждого своя. Поначалу эти мифы меня веселили и радовали, но сейчас я понимаю, что настало время поделиться своей версией событий, в которых я принимал участие или был очевидцем. А также рассказать те истории, которые я слышал от своих коллег и товарищей.

Сегодня пойдет речь о том, откуда пошла жимолость в Северной Америке, и начну я свой рассказ с человека, наиболее близкого мне, которого я считаю своим другом и наставником – с Боба Борса.

В далеком 2002 году я был аспирантом и делал учеты на Павловской опытной станции ВИР, на питомнике Михаила Васильевича Лебедева. Институтский питомник к тому времени на станции работал сам на себя, а в научных задачах очень большую помощь оказывал именно питомник Лебедева. К тому моменту все сорта селекции Марии Николаевны Плехановой размножал именно Михаил Васильевич, и именно на базе его питомника я и делал часть своей аспирантской работы. К нему приезжала Мария Николаевна, когда ей нужен был материал для рассылки по заявкам.

Мария Николаевна относилась ко мне с поистине материнской любовью и заботой и всегда объясняла, что и для каких целей мы делаем. Однажды она приехала в питомник и привлекла меня на выкопку, связывание в пучки и перенос саженцев к ее машине. Она рассказала, что саженцы предназначены для отправки не куда-нибудь, а в Канаду и в Исландию. Так что те, кто говорит, что я отправил в Канаду все российские сорта жимолости отчасти правы – участие я в этом принимал. Как потом говорил Боб Борс, от Марии Николаевны он получил 15 сортов.

О судьбе растений, высланных в Исландию, много позже я узнал от Боба, он сказал, что саженцы погибли. По пути растения распустили почки, что для жимолости весьма характерно, и исландцы просто высадили их в открытый грунт, где их погубили морозы. Боб же поместил саженцы в зимнюю теплицу и спас. Потом в 2008 году я видел те самые кусты, часть из них, что характерно, он высадил во дворе дома, в котором тогда жил. В 2008 г. дом принадлежал уже другой семье, и мы видели огромные кусты жимолости только с улицы.

Только ли эти растения были использованы Бобом Борсом для создания своих сортов? Короткий ответ будет – нет.

Российская жимолость в руках Боба Борса - как он ее получил

Сорта жимолости, полученные от Марии Николаевны Плехановой, были значимой частью селекционного процесса – стоит взглянуть в родословную канадских сортов, но получал Боб Борс российские сорта не только из ВИРа.

Первоисточником российской жимолости в Саскатуне был прежде всего Джим Гилберт. По сути, именно он привез из Советского Союза первые сорта жимолости в Северную Америку. Именно из его питомника заказал саженцы Рик Саватски.

Дальше была посылка с Павловской опытной станции ВИР.

Но был и еще один источник, некая фирма Magma.

Кроме того, Боб Борс получил семена различных видов и подвидов дикорастущих жимолостей из коллекции Павловской опытной станции ВИР в конце 2008 года от Артема Сорокина. Тогда такие обмены были легальны и в порядке вещей. Такие наборы семян рассылались по заявкам и в России, и за рубеж. На сегодняшний день эта деятельность приостановлена.

Почему в канадских сортах нет горечи или польза свободного обмена растительными ресурсами

Отдельно следует остановиться на том, почему Боб Борс не стал вовлекать в селекцию сорта, созданные в НИИ Садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко в Барнауле.

Боб и сам неоднократно говорил, что делает упор на создание десертных сортов и не хочет выпускать сорта жимолости с горечью. Но первопричиной стали ограничения, которые фирма Магма оговорила при продаже саженцев, заявив, что им будут принадлежать доля авторства во всех сортах, созданных с использованием материала, полученного от них. Именно такие ограничения очень часто ставят крест на селекционной работе по многим культурам.

В доказательство хочу привести пример того, что Боб начал работать с сеянцами жимолости узкоцветковой. Ягоды этих сеянцев отличаются исключительной, практически хинной, горечью, но при этом им присущи удивительная сила роста и компактный габитус. До релиза этих сеянцев еще далеко, но этот пример показывает, насколько важен свободный обмен генетическим материалом.

К слову сказать, из отечественных селекционеров активную работу с этим интересным видом жимолости ведет, насколько я знаю, Рамиль Ашимов, который также получил семена из ВИРа в 2015 году

Секрет успеха Боба Борса

В нашей совместной статье “Феномен Хаскап”, мы уже писали, что с точки зрения селекции, Боб Борс пользовался классическими методами, известными очень давно. Можно сказать, использовал Мичуринский подход – гибридизацию географически отдаленных форм. Он был первый, кто использовал гибридизацию Приморских и Камчатских форм жимолости и их гибридов с жимолостью мелкосетчатой, которая в дикой природе произрастает на Курильских и северных островах Японии.

Мы знаем, откуда Боб получил российские сорта, но вот с материалом жимолости мелкосетчатой пока не так ясно.

Секретный компонент

Если посмотреть на комбинации скрещиваний, а у Боба Борса они приведены практически для всех сортов, то мы увидим и загадочные формы МТ. Это не что иное как аббревиатура Максин Томсон.

Максин Томсон – это американский селекционер. С жимолостью она впервые познакомилась, как ни странно, на Павловской опытной станции в середине 80-х годов ХХ века. Она стала изучать русский язык, чтобы читать литературу о жимолости. И выйдя на пенсию начала заниматься селекцией жимолости в штате Орегон. Максин очень быстро поняла, что для климатических условий Орегона российские сорта не подходят, и организовала экспедицию в Японию, откуда и привезла отборные формы жимолости мелкосетчатой. Следует отметить, что это были не дикорастущие формы, а прошедшие селекцию отборные. Вот ими она и поделилась с Бобом Борсом, который использовал их для скрещиваний с российскими сортами.

По сути те сорта, которые Боб Борс выпустил в свет, это результаты работы с российскими сортами и материалом от Максин Томсон.

Будущее канадской селекции

Сорта, созданные Бобом Борсом, вышли из питомника университета и живут своей жизнью и в Северной Америке и Европе и в Азии. 

Над чем же сейчас работает профессор? Он собрал в Университете Саскачевана уникальную коллекцию, жемчужина которой стали растения, собранные по всей Канаде. Он серьезно относится к видовым формам, полученным из коллекции ВИР. Собирает и изучает сорта других селекционеров.

Подробнее мы расскажем об этом в одной из следующих публикаций.

 

Материал подготовил Сорокин А.А. 

Top